Жизнь против судьбы

 21 декабря 1919 года в семье Анфёровых села Верхняя Полевая родился малыш. Отец Николай Григорьевич и мама Татьяна Дмитриевна назвали сына Александром. Вместе с маленьким Сашей в их большой семье было три его младших сестры и старший брат. Еще ребенком Саше пришлось узнать, что такое утрата, когда по непонятным причинам в семье умирали дети, и из пяти остался он с сестрой Валей.

Семья была небогатой, мама занималась по хозяйству, отец работал на складе, был начальником зерна. Дети помогали по хозяйству. В 1929 году Саша учился в 5 классе школы №10, когда их семью раскулачили. Отца посадили, семью выселили. Александр Николаевич вспоминает:

- Пришли к нам поздно вечером и сказали: – «Готовьтесь к выселке, срок 24 часа и забирайте все, что сможете». Даже корову нам разрешили забрать, но на вокзале комендант ее зарезал и сказал, что она задавилась.

Местом нового жительства оказалось село Лобва в Свердловской области. Только заселились, как всех отправили в лес рубить дрова и заготавливать лесоматериал. Продуктов давали мало, Анфёровы, как и все ссыльные, голодали. Чтобы устроить детям жизнь лучше, Татьяна Дмитриевна договорилась с женщиной, у которой были документы, что та вывезет детей из ссылки. Каждый день мать ходила самовольно на рынок, чтобы заработать хоть немного денег для малышей. Один из походов оказался неудачным, поймали и посадили на 5 суток, а дети в это время скрытно выехали из села под юбкой той женщины.

Прибыв в Шадринск, мальчик пошел по родственникам, в поисках жилья. Везде ему отказывали. Об этом узнал муж одной из его теток и сказав: «Ребенок не виноват, что его родителей раскулачили», принял Сашу в дом, где уже было четверо маленьких детей. Во всем Саша стал помощником дяде Паше и тете Лене: и по хозяйству, и с детьми водился.

В 1932 году тетка устроила 13-летнего Сашу  в Тюриковский детский дом. Там собрались дети из раскулаченных семей, все они, когда-то были соседями, и вместе играли во дворе. В сентябре ребята пошли в школу деревни Сухрино, там они закончили 5 класс. Программу за 6-й класс дети проходили в Шадринске, в школе № 10, а в 7-й пошли в родной деревне Верхняя Полевая. Не дав закончить детям обучение, их отправили работать в МТС (Машинно-тракторная станция) в деревни Мельниково, но оттуда друзья сбежали и жили у одной бабушки, которая приняла Сашу как сына.

После всех скитаний Александр оказался вновь в Тюриковском детском доме, но уже в качестве счетовода. Оттуда в  мае 1939 года он и ушел в армию.

Военные годы

Из собственных записей ветерана: «Прибыли на Дальний Восток в город Благовещенск в военную часть. Когда меня спросили, кем я работал на гражданке, я ответил, что счетоводом. Тогда мне предложили написать заявление, чтобы посмотреть мой почерк. Я, конечно, написал, и меня назначили писарем по строевой части. Одновременно учился по специальности сан. инструктор».

Далее Александра Анфёрова переводили из части в часть, там он и встретил начало войны. 10 июля 1941 года он прибыл на станцию Бологое, где ему впервые встретился враг: «Встретил первого немецкого шпиона. Он ехал в вагоне вместе с ранеными, которых везли со стороны Ленинграда. И пришлось его охранять, пока не довезли до места назначения».

Первый бой был в селе Батурино Московской области. Солдат воевал, переходил из части в часть, вел небольшой блокнот, в котором описывал больше события с друзьями, чем военные будни, или такие краткие факты, как например: «20 июля форсировали реку Днепр в Воронежской области», или «27 января 1943 года прорвали оборону из города Землянск.

 В одном из боев Александр получил ранение в ногу и руку, его отправили в госпиталь. Долечивался солдат уже дома. Вернувшись вновь на фронт, Александр Анфёров участвовал в боях под Курском, форсировал реку Днепр, воевал в Гамбурге. Победу встретил в Чехословакии, но демобилизовался не сразу. Солдата отправили дослуживать в город Новый Афон, что в Абхазии. Получилось, что 8 лет Александр носил солдатскую шинель и сапоги. Вернувшись, работал снова в Тюриковском детском доме, а позже в Верхней Полевой бухгалтером, там же построил для семьи дом. В 1969 году  Александр Николаевич получил квартиру в Шадринске и до 75 лет работал в Шадринском архиве. Среди множества военных медалей, у его детей хранится также Орден Кранной Звезды.

Существует ли любовь

По словам дочери Александра Николаевича, перед войной у него была девушка Нина. Всю войну он прошел с ее фотографией в кармане у сердца. Но, вернувшись с войны к любимой, увидел, что с фронта она вернулась с дочерью. Не желая больше продолжать отношения, Александр ушел.

В 1946 году он отправился в деревню Тюриково, сватать родственницу. Повозка с лошадьми попала в сильную снежную бурю. Кони повернули не туда куда нужно. В итоге замерзших путешественников приютили в неизвестном доме. Там Александр познакомился с двумя двоюродными сестрами и решил, что женится на одной из них, Тасе. Но родственники отговорили его, ссылаясь на дурной характер девушки. Тогда в жены он взял вторую сестру, Лидию. Девушка была красива, очень любила петь. Так и поженились. Молодая жена все делала по хозяйству, но имела нрав сильной женщины, и даже начальственный. Муж ее приказов не слушал, но особо жене и не перечил, особенно, когда та ругала его после очередной встречи с фронтовиками. В 1948 году родилась дочь, и Александр настоял, чтобы ее назвали Тамарой. Как выяснилось позже, всю жизнь Александр имел письменную связь с Ниной, своей первой любовью и, зная, что ее дочь зовут Тамарой, настоял на этом же имени для своей дочери. Александр с Лидией прожили вместе не один десяток лет, но все-таки разошлись, когда дети выросли.

Письма от девушки Нины, открытки на каждый праздник отправлялись Александру регулярно на работу, а позже и домой. Вся семья знала, Лидию, это, конечно, и расстраивало и обижало. А дочь Тамара до сих пор задается вопросом –была ли это любовь по переписке?

В любом случае,Тамара Александровна с теплотой и хорошими словами вспоминает об отце:

 - Он был очень умным мужчиной, все так говорили, кто знал его. И работа его всегда была связана с наукой, и жизнь его многому научила. Никогда не курил и не матерился, как все мужики. Была в нем солдатская справедливость, ко всем был добр, окружающие его уважали. К нам с братом он был очень привязан, уделял нам много времени. Помню, мы еще совсем маленькими были, он нас катал на велосипеде, а потом фотографировал на нем. И, ко всему прочему, он жил, будто бы под счастливой звездой. Много раз судьба пыталась отнять у него жизнь, но каждый раз он оставался жив и здоров. Выжил после раскулачивания, без родителей, с фронта вернулся живым, только раз получил серьезные ранения. Затем после войны, ехал на конной повозке на работу, под лед провалился. Выжили все, кто находился в телеге, даже лошадь вытащили из ледяной воды. Только грели и отпаивали ее, чтобы не заболела. А однажды собрался с друзьями на рыбалку. Но обстоятельства сложились так, что, ему пришлось остаться. Остальные все поехали на одной машине, скользко было, машину занесло и она улетела с дороги прямо в воду. Все утонули. А про любовь… Мама была на 10 лет младше отца, красивая очень, и отец ее любил, это было видно. Нравилось ему слушать, как она поет, а он на гитаре подыгрывал. Ездили они вместе везде, ко всем родственникам и фронтовым друзьям. Но я слышала, как мать его ругала, что он носит эту фотографию у сердца, почти до самой смерти так и ходил с ней.

«Меня не станет —  солнце встанет, и будут люди и земля, и если кто меня вспомянет, то это Родина моя» -  так пелось в одной знаменитой песне. Александр Николаевич Анферов умер в 1997 году, оставив о себе светлую, добрую и теплую память у всех людей, кто знал его.

фото из личного архива семьи Анфёровых

Виолетта Юрина
10 августа 2014, 23:44

Бессмертный полк, Люди города Шадринска

Комментарии

RSS

Пока нет ни одного комментария, но вы можете это исправить

Оставьте свой комментарий

Наверх