Одиночество

 Тема одиночества, особенно в пожилом возрасте, довольно актуальна и болезненная. Вот живешь, воспитываешь детей, а потом они вырастают, у каждого появляются свои заботы, дела. Далеко не всегда, в череде этих дел, у них остается время на родителей, бабушек и дедушек.

В редакцию обратилась Прасковья Павловна Ивонина, проживающая в геронтологическом центре «Спутник» которая вкратце рассказала свою историю. Она поделилась своей болью, и в нескольких словах рассказала о своей жизни.

- Родилась я в 1925 году в селе Борчаниново Шадринского района. Отец болел, мама одиннадцать детей сама растила. Работала, как каторжная. Я была четвертым ребенком в семье. Когда пришла война, отца, несмотря на болезнь, забрали на фронт. Я, проучившись четыре класса, пошла работать дояркой, чтобы помочь маме и младшим братьям и сестрам. Тогда у нас еще была корова и, благодаря ей, мы хоть как-то жили. Но налоги платить было нечем. И за неуплату кормилицу у нас отобрали. Тогда с голоду умерло двое детей. А я работала с утра до ночи, а как стемнеет – увозили всех нас на поле, и мы трудились там. А с утра снова шла доить.

В 1945 году вышла замуж и считала, что вдвоем нам будет легче. Но муж умер от болезни желудка спустя два года, у меня на руках осталась маленькая дочка. Катя была не совсем здоровой девочкой, из-за чего ее не брали в садик. А так как было нужно кормить семью, я привязывала ее у печи и уходила на работу. Ну, потихоньку - помаленьку дочка выросла, с голоду не умерли, я все это время так и продолжала работать дояркой.

Спустя пару лет вышла замуж за односельчанина Ефима. У него было четверо детей, Катя моя росла с ними, жили мирно. Но спустя 18 лет пришлось и второго мужа схоронить.

В 1972 году я решилась выйти замуж в третий раз. У мужа, Александра Егоровича, также было четверо детей, самому младшему не больше двух лет. Я их старалась воспитывать, как своих. А в 2009 году их отец умер, я испугалась, что из-за наследства дети меня могут «прибрать».

 - Они вам как-то намекали, что вы лишняя?

 - Нет, но все-таки дом, наследство, я и испугалась. Уехала от них к своим родным внукам. У дочки моей, которая умерла семь лет назад, было четверо сыновей и дочка. Да двое внуков молодыми умерли, остальные живут в Саратовской области. Я и поехала к ним, жила там и платила им. А они уехали на заработки, да надолго. Я месяц пожила одна в квартире и вернулась в Борчаниново, стала снимать комнату у внука моего третьего мужа. А они пили много, шумные, я обратилась к председателю сельсовета, чтобы он помог определить меня в «Спутник». Так я сюда и попала.

- Навещает вас кто-то здесь?

 - Да кто ко мне придет, родные внуки в Саратове живут.

Выйдя из палаты, где с двумя соседками проживает Прасковья Павловна, я обратилась к медицинским работникам:

 - К этой женщине действительно никто не приходит?

 - Да как это не приходит. Каждый месяц, как только дата пенсии, так стабильно приходит якобы племянница Прасковьи Павловны. После таких посещений ей даже лекарства не на что бывает купить.

Уже будучи в редакции,  набрала номер телефона председателя Борчаниновского совета, и попросила Валерия Геннадьевича Жданова рассказать немного об этой женщине.

 - Прасковья Павловна очень трудолюбивая, много работала. Точно знаю, что она является тружеником тыла. У нас даже вырезка сохранена из местной газеты, где о ней писали. Тогда еще ее муж был жив. Но вот в жизни ей не повезло. Три раза выходила замуж и каждого мужа похоронила.

 - Она рассказывала, что побоялась жить в доме с детьми своего третьего мужа. На это были какие-то предпосылки?

 - Ну да. Там с ней тогда жил сын и его жена. Они то «празднуют», то уйдут куда-то и по несколько суток их нет, а она о себе уже не может позаботиться. Хлеба купить пойти нужно, за дровами, за водой, а сил нет.

- А свой дом у нее был?

 - Конечно. Они с третьим мужем жили, был у них общий дом. Как он умер – она оформила его на себя, вот и жила с сыном мужа. А потом она дом продала и уехала жить к своим внукам в Саратов. Это было в 2010 году. Помнится, они сами ее позвали и даже машину за ней прислали. А в мае 2013 года Прасковья Павловна вернулась в село, стала жить у внука третьего мужа. Но там проблемы возникли, она и попросила меня оформить ее в Шадринский геронтологический центр. С сентября она там проживает.

 - А о каких-нибудь ее родственниках в Шадринске вы слышали?

 - Слышал что-то. То ли двоюродная, то ли троюродная сестра у нее была. Она у нее попыталась пожить, когда от внуков из Саратова приехала. Но этой сестре куда-то нужно было уехать, и тогда Прасковья Павловна приехала к нам, а потом и в «Спутник».

Директор геронтологического центра «Спутник» Александр Юрьевич Савин после того, как я рассказала ему о встрече с Прасковьей Павловной Ивониной и разговоре с работниками центра, поделился:

 - Я подтверждаю слова о том, что к ней приходит одна и та же «племянница». И не у нее одной. Здесь живут и престарелые, и инвалиды, люди, которые не могут сами за собой ухаживать. Получают копеечную пенсию. А потом раз в месяц приезжают опрятно одетые «внуки», «племянники» и забирают эти копейки. Вместо того, чтобы помогать своим же родственникам. Конечно, не у всех это происходит, но чаще всего дело обстоит именно так. Я считаю, что было бы правильным, к примеру, чтобы мы, как представители наших жильцов, могли подавать в суд на неблагонравных детей, чтобы они платили алименты тем людям, которые их вырастили и заботились о них всю жизнь, а теперь не могут позаботиться о себе.

 - Но ведь здесь находятся люди в здоровом уме, неужели они сами не могут сделать этого?

 - Они боятся. Хотя бы того, что после этого родственники и вовсе перестанут к ним приезжать.

Вот так вот. Живешь, воспитываешь детей, внуков, помогаешь им во всем, работаешь, чтобы обеспечить семью. А потом уходишь в «дом престарелых» и боишься уже не того, что остался один и без помощи, а того, что даже раз в месяц к тебе не придут те самые дети и внуки, ради которых ты в молодости себе в чем-то отказывал. Ведь таких случаев очень много! «Но ведь они сами туда уходят, добровольно», - скажете вы. Да! Добровольно! И у каждого свои причины для этого. И уже не родные, а чужие люди окружают их заботой и вниманием, ведь всей своей жизнью они заслужили, чтобы их любили, ухаживали за ними и делали максимально комфортными их старость, а возможно и последние дни жизни. И лучше, чтобы это были родные люди.

Возможно, история эта заставит кого-то задуматься, может быть приехать в гости к родственнику, который давно уже не видел внуков и детей, и сделать жизнь пожилого человека хоть немного более светлее.

Фото автора.


22 апреля 2015, 22:38

Люди города Шадринска

Комментарии

RSS

Пока нет ни одного комментария, но вы можете это исправить

Оставьте свой комментарий

Наверх