Достойный ученик Жорницкого

Не так давно свой 60-летний юбилей отметил ведущий инженер-технолог УГТ ОАО «ШААЗ» Сергей Белозёров, работающий на предприятии почти сорок лет. Круглая дата стала поводом для разговора с юбиляром.

- Сергей Борисович, когда вы пришли на завод?

- В 1976 году, сразу после армии. Призывался, правда, не из Шадринска. Дело в том, что я закончил Шадринский автомеханический техникум, и по направлению мы с ребятами работали на Куйбышевском автомобильном заводе, что в Новосибирской области. Вот оттуда я и попал в армию, а служил в Забайкалье.

- С чего начинали на ШААЗе?

- Сначала трудился техником-конструктором в отделе автоматизации производственных процессов. Там крещёный. Вообще, это интересное место, нам любопытные задачи ставили и работа была увлекательной. Мы разрабатывали приспособления, агрегатные станки и даже автоматические линии (например, для пайки бачков радиаторов).

Мужики там трудились серьёзные — и руководители, и конструктора очень грамотные. Взять хотя бы того же Семёна Наумовича Жорницкого — выдающегося человека, он тогда возглавлял одну из групп в отделе. В те времена все очень хорошо знали, кто и над какой задачей работает, старались помогать друг другу, активно общались. Проблемы решали даже в курилке! Потому что, если у кого-то возникала какая-либо идея — он тут же ей делился. Так что до перехода в прессовое производство я получил хорошую закалку. А в прессовом мне повезло заниматься внедрением новой техники. Для этой цели была собрана отдельная бригада, в которой я работал конструктором.

- Что внедряли?

- Приспособления, станки, оснастку — как под старые, так и под новые изделия. Мне вспоминается, как мы сделали новую автоматическую линию для изготовления ручек нагнетательных шприцев. Вообще, она была спроектирована ещё в 1972 году, но не создана и не запущена. Поэтому, когда мы её сделали в 1982-м, то на первой детали стояло клеймо 1972 года. Потом я работал заместителем начальника цеха, начальником цеха...

- А сейчас трудитесь в управлении главного технолога, и в чём заключается ваша работа?

- Мы занимаемся разработкой технической документации на технологические процессы, связанные с изготовлением тех или иных деталей, конструкций. Поскольку сейчас массовое производство уступило серийному (а, например, в случае с новым цехом модернизации тепловозов доходит и до единичного), то работы у нас прибавилось. Грубо говоря, деталей становится больше и заниматься необходимо отдельно каждой из них. Но вот сейчас нам программистов добавляют, так что потенциал ожидается мощный.

- Почему массовое производство ушло?

- Потому что современному потребителю необходимы уникальные изделия, которые создаются специально для него. Он уже не готов, как в советское время, довольствоваться тем, что ему предлагает предприятие, не идёт на компромиссы — более придирчив. Да и в большом количестве продукции отдельно взятый потребитель уже не нуждается. Соответственно, и технологии производства должны быть совсем другие.

- Это как-то связано с тем, что сегодня не так заметно движение рационализаторов и изобретателей, как это было в в советское время?

- Связано. Дело в том, что в те годы многие предприятия вроде нашего держались на больших объёмах производства, благодаря чему изобретения и рационализаторские предложения давали очень мощный экономический эффект. А сейчас этим бывает нецелесообразно заниматься — как говорится, много хлопот, мало выхлопа.

Кроме того, пошли более мощные и универсальные станки, в том числе, с числовым программным управлением. Сейчас существуют даже гибочные прессы с ЧПУ, благодаря которым оператор имеет возможность взять в руки заготовку и не выпускать её из рук, пока не получит готовую деталь.

Многие современные станки способны быстро переналаживаться, то есть их легко перенастроить на другу операцию. Сейчас, например, мы заменяем вырубку штампов резкой лазером. У нас уже два лазерных комплекса работает в прессовом производстве, к концу года планируется появление ещё одного.

- А не скучно столько лет трудиться на одном предприятии?

- Совсем нет. Работа у меня в каком-то смысле творческая, за это время приходилось решать самые разнообразные задачи. И, что приятно, конца края этому не видно.

- Я знаю, что многие ваши родственники работали и работают на ШААЗе...

- Да, с заводом связана жизнь нашей большой семьи. Здесь трудились и трудятся жена и дети. А вообще, у моего отца было четверо братьев, и трое из них — Николай Николаевич, Анатолий Николаевич и Александр Николаевич Белозёровы — трудились здесь. Николай Николаевич был футболистом, играл за заводскую команду «Торпедо».

- Вы заводчанин со стажем и повидали много специалистов, в том числе, молодых. Молодёжь конца семидесятых годов XX века и молодёжь десятых годов XXI века отличается друг от друга?

- Я не сторонник расхожего мнения, что раньше трава была зеленее. И в те времена была толковая, грамотная молодёжь, и сейчас она есть. Что меня очень радует.

- Спасибо за беседу!

Владимир ЗЛОДЕЕВ, фото Константина ЛЯЛЬКО.

 

 

Владимир Злодеев
21 июня 2015, 23:55

Люди города Шадринска, ШААЗ

Комментарии

RSS

Пока нет ни одного комментария, но вы можете это исправить

Оставьте свой комментарий

Наверх