Где же рыбачить?

Накануне новогодних праздников раздался телефонный звонок. Мой номер набрал государственный инспектор Рыбнадзора Олег Ерофеев, в трубке раздалось:

– Станислав, приветствую. Приглашаю сходить в рейд на снегоходе по реке и увидеть своими глазами, насколько шадринцы соблюдают требования законодательства и экологические нормы.

Я принял приглашение и, вернувшись домой, стал искать тёплую одежду, потому что предстояло длительное время провести не просто на открытом воздухе, но и во время движения снегохода обдуваться всеми ветрами.

В выбранный для рейда день повезло с погодой. На улице было около минус 4 градусов. В первую очередь мы отправились к зимовальной яме Земснарядной. На белом фоне снега и льда люди были очень заметны издалека. Что они делают на льду ранним утром? Это и предстояло выяснить.

В одном месте реки трудяги натоптали тропу и шли пешком на работу из села Верхней Полевой в сторону автоагрегатного завода. С ними всё понятно. Но наш интерес вызвала статичная фигура, инспектор Рыбнадзора направил снегоход к ней.

122017

– Здравствуйте, вы знаете, что на зимовальных ямах запрещено ловить рыбу? – поинтересовался Олег Ерофеев, на что собеседник стал отрицательно мотать головой. Этот запрет введён не вчера, о нём Рыбинспекция регулярно напоминает через средства массовой информации. Тем не менее всегда находятся те, кто скажут, что ничего подобного не слышали, не знают и, вообще, впервые вышли на лёд. Вот и в этом случае мужчина попытался убедить инспектора, что его проступок не имеет злого умысла, и попросил пояснить, где тогда можно рыбачить. Госслужащий ответил на вопрос, что ловить удочкой можно за пределами зимовальной ямы, границы которой можно посмотреть на картах в интернете или узнать у других рыбаков. Затем достал протокол, в котором зафиксировал факт нарушения, и уведомил провинившегося о размерах штрафа, который на него может наложить суд. Мужчине было предложено свернуть снасти и покинуть пределы зимовальной ямы, где рыбак может продолжить рыбалку. Сами мы тоже покинули пределы зимовальной ямы и отправились вверх по течению реки в поисках браконьеров, вылавливающих рыбу с помощью сетей.

Летом браконьеры притапливают в воде запрещённые орудия лова с помощью груза. Поэтому когда они удаляются с реки, то никаких внешних признаков незаконной рыбалки не видно. Зимой лёд реки словно лист тетради, на котором оставлены чернильные надписи. Недавнее присутствие браконьеров можно заметить невооружённым глазом – на снегу видны натоптанные следы, во льду пробурены лунки или сделаны большие проруби, а рядом с ними куски разбитого льда. Опытным взглядом рыбинспектор находит место установки сети. Долбить лёд долго не пришлось – сеть была установлена недавно, и вода не успела застыть.

122017

Рыбинспектор вынул запрещённое орудие лова из воды, и мы отправились дальше. Замечаем идущего по льду вдоль реки мужчину. Подъезжаем к нему?

– Здравствуйте. Можно поинтересоваться, что вы тут делаете?
– Прогуливаюсь, – стал рассказывать мужчина.
– С утра далеко от дома пешком?
– Да, мне нравится дышать свежим воздухом, – продолжал сочинять подозрительный тип.

Поскольку при нём не было ни улова, ни сетей, то поймать с поличным и предъявить претензию, было невозможно. Мужчине сообщили об ответственности за правонарушение, но он продолжал упираться, что он не рыбак.

– Станислав, вот ты ему веришь? – позже поинтересовался Олег Ерофеев.

– Нет. Зачем гулять на реке в нескольких километрах от дома. Скорее всего, сети только поставил и возвращается, или проверял, а услышав приближение снегохода, закопал улов и всё запрещённое куда-нибудь в снег.

Через несколько поворотов реки мы обнаружили ещё одного «гуляку». Тот тоже, округлив глаза, доказывал, что всего лишь наслаждался природой. Диалог инспектора и прохожего повторился, как говорится, под копирку. Оправдания все одинаковые и известны, вот только горе-рыбаки считают, что они самые хитрые.

Затем мы отправились дальше. После того как постучали ломом по застывшей проруби и расколотили лёд, из воды вновь была извлечена сеть.

122017

Затем на пути нам попались несколько рыбаков.

– Ну как? Клюёт? – поинтересовались мы.

– Нет, вообще никакого клёва, – развели руками рыбаки.

В этот день многие рыбаки жаловались, что вернутся домой с пустыми руками и винили погоду, из-за которой у рыбы пропал аппетит. А вот у браконьеров аппетит не пропадал. В одном месте обнаружены следы недавних установок сетей, и их успели снять и вывезти вместе с уловом.

– Опоздали мы немного, – с досадой заметил О. Ерофеев.

Браконьеры тоже хитрые, ставили  сети в то время, когда лёд был недостаточно крепким, чтобы по нему можно было проехать на снегоходе, а без него вообще нереально в течение дня обследовать большую часть реки вблизи города. Впрочем, увлечённые лёгкой добычей по тонкому льду, браконьеры рисковали собственными жизнями.

Не меньшую опасность для экологии представляли вмерзшие в лёд сети. Горе-рыбаки такие попросту бросали. Опасность для природы заключается в том, что в эти сети попадается много рыбы, которая потом погибает и гниёт прямо в западне. До весеннего ледохода эти сети будут убийцами природы, а вот причинённый вред нисколько не беспокоит браконьеров. За рейд с небольшого участка реки нами было снято около десятка сетей. Рыбе попросту не дают жить, ловят сетями и летом, и зимой. Браконьеров не останавливает ни запрет на ловлю в зимовальных ямах, ни ловля в местах нерестилищ, ни дневные нормы вылова рыбы. Видимо, надеются: авось пронесёт и не получат они штраф в несколько тысяч рублей.

Рыбинспекторов в Курганской области можно по пальцам одной руки пересчитать. Не идёт молодёжь в профессию. А Олег Ерофеев не может ежедневно быть во всех районах области. Тем не менее за год проведено около 340 рейдов, и каждый из них приводил к заполнению протоколов провинившимся, из водоёмов извлечено несколько тысяч сетей, каждой из которых браконьер за одно применение мог выловить с десяток и более килограммов.

Отдельной строкой можно выделить борьбу Рыбнадзора за окружающую среду. Весной рыбинспекторы требуют у жильцов домов, расположенных на берегу водоёмов, убрать хлам, который сбрасывается на берег в надежде, что половодье его смоет, и людям не придётся вывозить мусор. Несколько лет назад был обнаружен источник сточных городских вод в реку Канаш. Далее нечистоты поступают в Исеть. Тревогу забили и рыбаки, которые заметили, что после устья Канаша в Исети исчезла рыба, зато появилась противная слизь. Природоохранниками регулярно заполняются предписания к устранению источника, отравляющего окружающую среду, но руководство города не предпринимает никаких действий. Неизвестно, когда ещё будут достроены очистные сооружения, всё это время природе наносится колоссальный вред. К сожалению, остаётся констатировать факт, что в Год экологии экология Канаша и Исети осталась на последнем месте в списке дел, и проблема так и не была решена.

В конце рейда инспектор Олег Ерофеев поблагодарил меня лично, редакцию шадринской городской газеты «Ваша Выгода» за тесное сотрудничество, регулярное и своевременное информирование населения и совместную работу в рейдах.

Станислав Фиськов
4 января 2018, 14:51

рыбнадзор

Статьи похожей тематики

Комментарии

RSS

Пока нет ни одного комментария, но вы можете это исправить

Оставьте свой комментарий

Наверх