"Работать надо на работе! А не в облаках витать!"
Как раздаются внезапно среди ясного неба при приближении грозы раскаты грома, так и новость о спектакле во внесезонное время обострила чувство восприятия окружающего мира. Сейчас идёт подготовка к юбилейному театральному сезону, впереди гастроли шадринских артистов, но 11 сентября состоится специфический спектакль «Почтамт» с возрастным ограничением 18+.
Над постановкой работает молодой и талантливый екатеринбургский режиссёр театра и кино Антон Елисеев, с которым мы встретились перед очередной репетицией на сцене.
– Антон Алиевич, как и для чего вы оказались в Шадринске?
– В Шадринск приехал по приглашению директора Шадринского драмтеатра Дмитрия Беляева для работы над постановкой пьесы «Почтамт» современного драматурга Глеба Планкина, рождённой под влиянием творчества Чарльза Буковски. «Почтамт» вошёл в шорт-листы конкурсов новой драматургии «Ремарка – 2021» и «Любимовка – 2021». Сразу хочу предупредить тех, кто ещё не слышал о произведении, – возрастное ограничение 18+ из-за присутствия ненормативной лексики.
– Почему выбор пал именно на эту пьесу?
В феврале в Коляда-театре мы читали цикл пьес современных драматургов. По просьбе Дмитрия Викторовича я выслал ему 10 пьес, которые можно поставить в Шадринском драмтеатре. Он ознакомился с произведениями и остановился именно на «Почтамте». До этого момента в Шадринске ничего не ставил. В этом году приезжал до того, как театр ушёл на каникулы. Ознакомились с цехами, артистами, провели читку. Когда все вышли из отпусков, приступили к постановке. Первую репетицию провели 11 августа. По артистической части у нас всё сделано, ждём декорации и костюмы, чтобы уже репетировать в сценическом пространстве и образе.
– Вы уже занимались постановками современной драматургии?
– Конечно. Я уже ставил пару современных пьес в прошлом году, также снял короткометражный фильм, который попал в конкурсную программу «Кинотавра», так что в сентябре отправлюсь в Сочи. Но мне близки комедии. Я, как и многие, могу и хочу посмеяться над разными ситуациями.
– На премьере будете присутствовать?
– Да, я на это рассчитываю. У нас командная работа и до финала хочется дойти вместе.
– Кто будет задействован в спектакле, на каких ролях?
– Примерный состав предложил Дмитрий Беляев, поскольку я не был знаком с артистами до начала репетиций. Так что я изначально ориентировался на совет Дмитрия Викторовича. В процессе репетиции, мы кое-что изменили, не потому, что кто-то из актёров плохой, шадринские актёры молодцы, стараются, всем нравится новый вызов, и видно, что они хотят работать, а потому, что параллельно идёт подготовка к детской сказке. Каких-то персонажей мы вообще убрали, часть диалогов передали другим. В общем, немного оптимизировали, поскольку в пьесе персонажей много, а у нас семь актёров. Несколько человек вообще будут появляться на сцене в двух ролях.
О распределении ролей. Михаил Храмов сыграет главного героя Егора – работника почтамта, Ксения Веремьёва – коллегу Егора Веру, супервайзером Александром будет Михаил Ворошнин, роль друга Егора – Олега – исполнит Никита Заикин. Никита, а также Наталья Мерц, Юлия Гребенюк и Анжела Медведева исполнят несколько ролей.
– По большому счёту состав молодёжный.
– Да, поскольку пьеса о современной молодёжи и её проблемах. В спектакле молодёжь увидит в первую очередь себя и свои попытки побороть несправедливость, которая не даёт развиваться молодёжи. Говорится же, что молодым везде у нас дорога, вот только какая?
– В спектакле присутствует ненормативная лексика, об этом в анонсах предупреждается заранее. Как театральный народ реагирует на произношение брани со сцены культурного учреждения?
– По-разному. Зависит от пьесы и отношения к ней и к ситуации. Мы стараемся минимизировать присутствие ненормативной лексики, но для полноты драматизма мата полностью не избежать. В жизни многих людей бывают тяжёлые моменты, когда всё плохо, настроение ниже плинтуса, конфликты, злость на всё и всех, в эмоциональном порыве трудно выражаться без мата. Допустим, человек не может вырваться из безысходности, мечется как белка в колесе в поисках решения проблем, его сократили на работе, на новую он не может устроиться, жена вот-вот родит, а у него кредит, и за неуплату их с женой хотят выселить из съёмной квартиры… Или когда на работе начальство не ценит сотрудников и выжимает все соки ради прибыли. Не всегда в таких ситуациях человек может делиться переживаниями с собеседником без мата. Что касается его произношения со сцены, то кто-то нормально относится, потому что понимает, что это жизнь, кто-то полагает, раз это театр, то всё должно быть как в классических произведениях. На всех не угодишь. Если взять любой спектакль, кому-то он понравится, а кто-то скажет, что всё сделано плохо. Все оценки субъективны.
– Вы в Шадринск с разовой работой или есть договорённость и в дальнейшем сотрудничать?
– Пока работа разовая, но, надеюсь, что сотрудничество продолжится. Тем более наши города рядом.
– Какие-то световые или звуковые изыски будут ожидать зрителей?
– В нашем спектакле более важная роль уделена диалогам. Сложная жизнь персонажей заставляет переживать за них, в этот момент даже не задумываешься, в какой среде это происходит. Её визуализация порой даже лишняя. История подталкивает зрителя поразмышлять о своей жизни. Так что декорационные решения минимальны, чтобы излишне не отвлекали, но они тоже привносят свой смысл, чтобы они не просто были, а чтобы артисты с ними работали и взаимодействовали. Надеюсь, мы всё подготовим. Звуковое решение есть несовременное и из того, что сейчас слушает молодёжь. В основном русский рэп, приоритетно исполнители Face и Скриптонит – это касается предпочтений главных героев. Что касается рабочей атмосферы, то на почте фоном звучит обычное радио с попсой.
– Спасибо за беседу. Осталось дождаться премьеры 11 сентября.
Дмитрий Беляев (директора Шадринского государственного драматического театра) прокомментировал выбор пьесы:
– К спектаклю «Почтамт» надо относиться немного иначе. Он выпадает за рамки нашей традиционной деятельности – премьера состоится до открытия юбилейного 125-го сезона. Спектакль, с одной стороны, провокация, с другой, мы хотим знать реакцию и готовы получить даже пощёчину от зрителя. Идея появилась неслучайно. На ирбитском фестивале нам посоветовали уделить внимание актуальным современным темам. Это некий агрессивный спектакль, призванный привлечь внимание, но направлен он на то, что зачастую в жизни молодёжи не всё прекрасно, реалии таковы, как показано в пьесе. Спектакль рассчитан на юношескую аудиторию, студенчество, которое, действительно, так и живёт без своего уголка, в съёмных квартирах, общежитиях, совмещает учёбу с попытками заработать на жизнь и существование. К тому же свою роль сыграла «коронавирусная» оптимизация у работодателей. У молодёжи не остаётся права выбора, за неё решено, что она будет делать и какую зарплату получать, а если что-то не устраивает, то можно идти в любых направлениях. Многие студенты проведут параллели сюжета и своей жизни и смогут найти что-то общее. Может быть и работодатели увидят себя со стороны и что-либо изменят в требованиях к сотрудникам.
Мы понимаем, что, возможно, спектакль не окажется кассовым, что рискуем нарваться на негативные отзывы. Зрителю нужно быть готовым услышать со сцены театра нецензурную брань из уст артистов и даже в звуковом сопровождении исполнителя Face, из песни слов не выкинешь. Мы соблюдаем все нормы закона и предупреждаем заранее о возрастных ограничениях. Между старшим поколением актёров театра и молодёжью как такового раскола во мнениях не было. Конечно, недоверие присутствует, неведанное всегда отпугивает человека. Сначала все с настороженностью отнеслись к такому произведению, но, когда началась работа, артисты прониклись драматичностью ситуации в спектакле, и история, как говорится, зашла. Надеемся, она зайдёт не только молодым зрителям.
Tweet Поделиться с друзьямиКомментарии
RSSПока нет ни одного комментария, но вы можете это исправить