Какого, парень, года? С какого парохода?

202006 Жизнь порой совершает неожиданные повороты. Один из таких достался Виктору Логиновских, который учился на водителя, а стал моряком. В этом году Виктор Васильевич отметил 50-летие с того момента, как пошёл служить во флот, а теперь 26 июля готовится отметить День Военно-морского флота.

– Виктор Васильевич, как парнишка с Урала стал моряком?

– Я родился в Каменске-Уральском. Весной 1970 года, как и большинство юношей, достигших совершеннолетия, отправился защищать Родину. Перед армией окончил школу ДОСААФ по специальности «водитель». По распределению попал в морские части Погранвойск. Нас послали на учёбу в Анапу. Всех, кто имел дело с техникой, начали учить на мотористов. Мы изучали двигатели кораблей и уход за ними, чтобы во время походов не было сбоев и поломок. После окончания училища в феврале 1971 года меня направили на Дальний Восток во Владивосток в должности моториста. Службу проходил на пограничном сторожевом корабле. Они небольшие, но скоростные, развивают скорость 35-40 узлов (65-74 км/ч) и маневренные. Бороздили водную окраину границы страны вдоль Большой Курильской гряды и Малой, ходили по Приморью до Петропавловска-Камчатского.

– С непривычки морская болезнь не мучила?

– Нет. Как-то обошлось. Может быть, потому, что командир был опытный, не допускал бортовую качку, когда корабль с бока на бок переваливается. Другие матросы тоже не болели. Во время штормов в бухты не заходили, только если совсем невыносимо было. Сначала пугались шторма, но потом привыкли и перестали бояться. А что страшного? Качнёт размашисто, а потом тишина. Хуже было в мёртвый штиль. Вот тогда неприятно.

– А что плохого в штиле?

– Ветра нет, море ровное, волна идёт затяжная – 3-4 минуты корабль поднимает, потом также постепенно опускает. Вестибулярный аппарат улавливает изменение высоты.

– Мотористы хоть видели свежий воздух или всё время в машинном отделении находились?

– Конечно видели. Пока на вахте стояли, выполняли прямые обязанности, а после смены 3-4 часа отдыхали, потом разную работу на корабле выполняли. Когда с похода возвращались, красили борта, палубные надстройки, мачты. Железо зачищали от ржавчины, грунтовали и красили. Всё как положено.

202006

– Виктор Васильевич, сколько времени длились походы?

– По-разному, когда месяц, когда больше.

– Я-то думал, на сутки!

– У нас полдня только ходовые испытания перед походом около Владивостока. (Смеётся.) Если на Малокурильскую гряду уходили, то на 1,5-2 месяца, пока на островах все заставы обойдём, чтобы пограничникам что-нибудь доставить. Дольше рейды длились зимой, потому что к берегу подходить сложнее из-за более частых штормов.

– Вода, небо и горизонт. Не скучно было видеть один и тот же пейзаж?

– Нисколько. Я с Урала, моря никогда не видел, так что всё время было интересно. Много красивых мест с необычными берегами – острова Сахалин, Шикотан, Симушир, Итуруп, Камчатский полуостров и т. д. На островах пополняли запасы пресной воды, купались в серных источниках на острове Симушир.

– Какова была оперативная обстановка в море?

– В основном всё спокойно. Лишь иногда кто-то озорничал. Китайцев приструнили, а японцы в основном безобидные рыбаки, которые нашу рыбку ловили.

– Значит, ловить нарушителей вам приходилось?

– Участвовал в задержании японской рыболовецкой шхуны. В то время они частенько промышляли в наших водах. Наткнулись на них случайно. Шли курсом навстречу другому нашему кораблю. Тот прошёл, японцы, видать, обрадовались, что остались незамеченными, что теперь им никто не помешает, пересекли границу и забросили сети. Тут мы их и обнаружили. Дело было ночью, они расслабились и завалились спать, даже их вахтенный задремал и не заметил, как мы подошли. Конвоировали в бухту острова Шикотан. Отговорка была стандартная для тех мест, мол, сбились с курса, заблудились.

– А шпионы попадались?

– Другому кораблю с нашей базы попадались. Остановили иностранную шхуну, которая только-только пересекла границу, осмотрели, проверили – всё нормально. Собирались было выпроводить обратно, но командир заподозрил, что трюм с одной стороны короче. Оказалось за переборкой было помещение с аппаратурой. Ребят за поимку шпионов наградили медалями.

– Виктор Васильевич, чем занимались на досуге?

– Если находились на базе, то по выходным уходили в увольнения во Владивостоке, а во время похода просто отдыхали, если не было работы. После вахты и отдыха находили чем заняться. Работы много, чтобы не скучать, сами шли что-нибудь делать, проверять. Когда возвращались на базу, получали мешок писем. После вахты и отдыха читали весточки, писали ответы. По возвращении отправляли письма на родину и получали новые, снова читали письма и корреспонденцию. Ещё у нас был киноаппарат «Украина», так что смотрели кино.

– Спустя годы тянет на море?

– Раньше ностальгия была, хотелось вернуться в места, где раньше бывал, посмотреть что изменилось. А сейчас цены на путёвки кусаются.

– Вас жизнь в течение короткого времени помотала сначала на юго-запад страны, потом на Дальний Восток. Как в Шадринске оказались?

– После службы поехал к бабушке в д. Изъедугино Шатровского района и там  встретил будущую жену. После свадьбы переехали в Шадринск.

– Отмечаете свой профессиональный праздник?

– Ну а как же! Каждый год ходим на построение. Собрался у нас костяк по работе в ПМК-3. Отмечаем и День пограничника, и День Военно-морского флота, но в меньшей степени.

Фото предоставлено Виктором ЛОГИНОВСКИХ.

Станислав Фиськов
25 июля 2020, 11:20

Люди города Шадринска

Комментарии

RSS

Пока нет ни одного комментария, но вы можете это исправить

Оставьте свой комментарий

Наверх