Она родилась при царе

15 сентября 1914 года в селе Погорелка появилась на свет девочка. Время жатвы, все на полях, зарегистрировали новорожденную малышку только 29 числа этого же месяца. Так что по праву Ираида  Георгиевна может отмечать свой день рождения два раза в год. На каждый день рождения, как и всем, ей желали крепкого здоровья, долголетия и счастья. И уж что-что, а это сбылось. Дожив до своего 100-летия, Ираида Сычугова прекрасно видит – даже выбирала, какая фотография ей больше нравится, когда я ее сфотографировала. Именинница встретив гостей, напоила чаем с бутербродами, а сама смущенно присела рядом и спросила: «Да, что обо мне писать?». Единственное, что заметно стало отнимать у нее время – слух. Но, разговаривая с Ираидой Георгиевной громче, чем я привыкла, услышала от нее рассказ ее жизни.

photo092014

 - Родилась я в Погорелке,  только не в этом доме. Семья была большая. У родителей было 16 детей, но еще маленькими половина умерли, остались пять девочек и три парня. Пока еще были совсем маленькими, нам, девчонкам, бабушки шили куколок, мы ими и играли. Дадут нам лоскуточков – мы для них шьем одеяла, наволочки – так нас приучали шить. А с 1917 года началось повсеместное раскулачивание. Наша семья считалась «середняками» и такое страшное событие обошло наш дом стороной.

Но все же Ираида Георгиевна видела и помнит, как раскулачивали их соседей, друзей и увозили неизвестно куда, и сама перенесла ту боль, которую чувствовали при ссылке ее земляки.

 -  А мы жили хозяйством – куры, коровы, свиньи. Давали землю для посевов. Мы сажали по 250 корней капусты, обязательно картошку, морковь, тыкву. Так и жили, сами для себя, что есть – то и едим. В восемь лет меня отдали учиться в поселковскую школу. Но через два года случилось пополнение и в нашей семье, и у снохи. Мне и сказали нянчиться, помогать. Не хотела я бросать школу, ревела, уговаривала разрешить мне учиться, ведь мне нравилось, и оценки у меня были только хорошие. Но не сложилось, семье нужна была помощь. С детства все дети в нашей семье, как, впрочем, и во всех, были приучены к труду, помогали родителям в поле и в доме. В 12 лет я уже доила корову, готовила обед, несла его на поле семье, и помогала там. А работали в колхозе часов с четырех утра, как только чуть светало, и до позднего вечера, до тех пор, когда уже совсем ничего не видно станет.

 На вопрос, что, кроме работы в поле, запомнилось из детства, Ираида Георгиевна ответила:

 - Как неделя начинается, так идем с подругами собирать у богатых белье для стирки, затем идем на реку и стираем. По 600-700 вещей в неделю перестирывали, около 100 в день. За одну чистую рубашку нам давали по 10 копеек. Если побольше заработаем, на радостях покупали по конфетке, сладости были редкостью. Бывало, отец съездит куда-нибудь, привезет кусковой сахар. Сядем все вместе чай пить, он его наломает, раздаст всем по кусочку, мы чай пьем и сахар вприкуску. Вот и все сладости наши.

Когда мне исполнилось 16 лет, появились ликбезы. И я с радостью снова стала «грызть гранит науки».В течении 7 лет все вечера посвящала учебе, а днем продолжала помогать семье. Училась я и здесь хорошо, а любимым предметом был русский язык. После окончания ликбеза поехала обучаться на счетовода, чтобы затем устроиться по этой профессии. Были тогда в каждом селе секретарь и счетовод. Считали, сколько работы выполнено колхозом. Отучилась я полгода в деревне Иванищево, вернулась и стала работать, как собиралась. А секретарем в нашем селе был Павел Павлович Сычугов, красивый молодой человек, отслуживший в армии. Посчитаю всю свою работу, показатели нужно было относить ему. Принесу, парой слов перекинемся. В общем, понравились мы друг другу, стали дружить. В 1933 году поженились, а в 1936 году родилась первая дочурка – Тамара. Через два года снова пополнение в семье, малышку назвали Нэлей. Семейное счастье нарушила непрошенная война, которая забрала любимого мужа и отца. В 1941 году муж ушел на фронт, в сухопутные войска, а в 1942 году мне пришло известие, что в военной блокаде Ленинграда, Павел Сычугов погиб. Я была дома с девочками, когда принесли похоронку.

Вот тогда наступило самое тяжелое для меня время. Девчонки маленькие, но помогали как могли. При этом я твердо решила, что они закончат школу спокойно, без разрывов между учебой. А сама стала работать на кирпичном заводе. Мы с напарницей делали сначала «комки», клали их в форму и стучали по ним, чтобы они приняли форму кирпича. Там я поработала много лет. Затем успела побыть и красильщицей мебели, и свинаркой. За это время я перенесла две операции и оба раза причиной стала проводная язва желудка. После второго оперирования, я тогда работала сторожем, ушла на пенсию, мне было 70 лет. Но, еще 13 лет я проработала поваром в летнем детском лагере «Красные Орлы». Работа была несложная, сезонная, приятная, дети бегали вокруг. Частенько брала с собой в «Орлы» внуков. Пожалуй, за всю мою жизнь это была самая любимая работа.

photo092014

До 83 лет Ираида Георгиевна проработала в детском лагере. И сейчас она не забывает секреты вкусной еды и до сих пор радует свою семью обильно накрытым столом.

К сожалению, не все родные Ираиды Георгиевны смогут собраться вместе на ее 100-летии: две ее дочери и их мужья ушли покорять небеса в возрасте около 75 лет. Один внук страдал врожденным пороком сердца и, дожив до 20 лет, покинул этот мир. Другой внук самостоятельно решил, что ему здесь не место, не выдержав проблем в личной жизни.

Но, в семье рождаются новые люди, и вот, уже второй праправнук, которому еще только два месяца от рождения, радует бабулю. Большая семья, разъехавшаяся по нашей стране, планируют собраться вместе 29 сентября, в день рождения Ираиды Георгиевны.

photo092014

Что приготовили внуки и правнуки в подарок для бабули?

 - Очень сложно подбирать подарок для человека, который повидал в жизни многое, родившись еще при царе, - говорит внучка Марина.  - Самое главное – собраться всей семьей и просто побыть рядом, чтобы бабушка чувствовала, что живет не зря, что мы ее любим. Она у нас очень хорошая, добрая, готовит вкусно.

А мне, «любопытной Варваре», просто грех не задать вопрос:  - «Какой период времени, Ираида Георгиевна, за этот век вам нравилось больше всего?»

 - Самое лучшее время было до войны. Тогда люди как будто с колен вставать начали, разживаться по-тихоньку, именно «жить» и видеть вокруг себя хорошее, а не только проблемы. Самое тяжелое время было во время войны – никто не знал, где наши мужчины, что с ними, живы ли они? И боялись, а вдруг не вернутся. И каждую похоронку всем колхозом оплакивали. А чтобы поддержать хоть как-то свой дух– песни пели. Идем на поле – песни горланим. Косим колосья, а сами песни поем. А иначе совсем тоскливо, так хоть повеселее казалось. А самое страшное время – послевоенное. Как раз прошла чумка и голод был ужасный. Видишь – идет человек. И раз – упал и дух испустил. А все потому, что его организм уже сам себя съедал от голода. Люди, которые любили труд – выжили. А ленивые, которые не хотели держать скот – коров, свиней, кур и траву косить для них, и огороды высаживать – те и погибли в голод.

Сколько всего Ираиде Георгиевне повидать пришлось! И я бы не сказала, что в ее жизни было больше хорошего, чем плохого. Сейчас правнуки и праправнуки радуют свою бабушку частыми визитами в гости и улыбками совсем маленьких, только еще начинающих свой жизненный путь, малышей.

Мы поздравляем Ираиду Георгиевну с таким замечательным, вековым юбилеем! Долгих лет жизни вам еще и крепкого здоровья!

фото автора

Виолетта Юрина
27 сентября 2014, 22:55

Люди города Шадринска

Комментарии

RSS

Пока нет ни одного комментария, но вы можете это исправить

Оставьте свой комментарий

Наверх