Нина Малышева: «Про меня хоть книжку пиши»

 Нина Валентиновна Малышева — ровесница автоагрегатного завода. 17 августа ей исполняется 75 лет, при этом наша героиня продолжает вести активный образ жизни, признаваясь, что сидеть дома ей скучно. А ещё Нина Валентиновна — замечательная рассказчица, интересно и с юмором вспоминающая свою богатую на события жизнь.

Польские корни 

Один из моих дедов по отцовской линии был чистокровным поляком. Дворянин, коллежский асессор, вёл демидовские дела. Его отец принимал участие в шляхетском восстании в Польше. Однажды ночью он снарядил две подводы, положил туда всё, что нужно для житья, взял молодую жену с сыном и сбежал в Россию. Своего отца я почти не знала, он погиб в 1943 году, похоронен в Великих Луках. До второго класса я жила у его родителей в г. Дегтярске Свердловской области. Помню, там жили пленные немцы. Они работали на торфяниках, копали огромные траншеи, вынимали торф, и эти ямы заполнялись водой. А мы, глупая ребятня, кидались в них камнями и кричали: «Фриц, ты моего папку убил!». Потом их куда-то перевезли. И меня вскоре мама забрала на свою родину — в деревню Камчатку.

Конец войны

Хоть я и маленькой была, а хорошо помню, как война закончилась и как праздновали победу всем миром. Мы жили на выселке возле Камчатки, прямо на улице были расставлены голые дощатые столы. На них - брага в алюминиевых кружках. Спиртного тогда нигде не было, но брагу мужикам каким-то образом достать удалось. Для детворы припасли пряники, конфеты. Народу было совсем немного, но вы бы видели, как все радовались, что война наконец-то закончилась!

Отчим

В 1947 году у меня родился первый сводный братик. Потом у мамы с отчимом другие дети появились, и меня забрали от бабушки с дедушкой в мамину новую семью. Отчим был крутого нрава. Огонь! И ревнивый. Его первая жена Анисья была родом из Мингалей. Он работал кочегаром на паровозе и поэтому часто бывал в рейсах. Кто-то наплёл ему, что она гуляет, пока его дома нет. Он вспылил от ревности и заколол её ножом. Отсидел десять лет. Копал Беломорканал, воевал в штрафбате на Курской дуге, был ранен в лёгкое и в руку (осколки выходили до самой смерти). Они с моей мамой учились в одном классе в Батуринской школе. Красивая была пара!

В самодеятельности

После окончания Курганского культпросветучилища вернулась в родную деревню Камчатку, и местное колхозное руководство построило для меня прекрасный сельский клуб на 150 человек, которым я заведовала 11 лет. Самодеятельность быстро подняла, и народу в клубе всегда было много. В одном только хоре пели 70 человек! Однако после объединения с Батуринским совхозом наша деревня стала потихоньку угасать, народ разъехался. В начале 70-х годов уехали в Шадринск и мы, купили домик в Осеево, и я начала искать работу. Кто-то подсказал обратиться на ШААЗ.

Новая профессия

Звали меня в прессовый цех, да что-то я побоялась вставать за пресс и пошла в радиаторный мойщицей. Надела сапоги, фартук, перчатки... Работа тяжёлая, целый день в воде, но мы не унывали. А когда получила первую зарплату 175 рублей, радости не было предела, деньги показались просто огромными. Тут же была отдана часть долга за купленный дом. Так и обосновалась на заводе.

Помимо мойки быстро научилась красить радиаторы. Мужики-маляры, бывало, переберут со спиртным и на работу не выйдут. А план-то большой, надо выполнять. Благо, конвейер шёл на невысокой скорости, и мне, начинающей, было удобно учиться красить. Потом открыли шестой цех, и нас перевели туда. Работала и на мойке, и на покраске, оставались на вторую, третью смену. Требования к качеству были очень высокие — за малейшие подтёки ругали. Обидно было, плакала... Да что делать? Исправлять.

«Как ты ленту выбираешь?»

В 1982 году я перешла на сборку сот масляных радиаторов, но проработала всего пару лет. Однажды у нас начались проблемы с лентой — она рвалась. Причём как-то выборочно — у нашей смены не рвётся, а у другой рвётся. Подходит однажды в цехе ко мне Владимир Григорьевич Весич и в лоб спрашивает: «Ты где ленту берёшь?». Я говорю: «Вот из этих ящиков». «А как её выбираешь?». Показала. «А как понимаешь, что эта качественная?». Да я и сама не знала как... По интуиции. В результате меня отправили в командировку в Киров, чтобы разобраться, почему лента приходит ненадлежащего качества. Оказалось - ошибка в техпроцессе. Ошибку исправили, а меня на волне успеха вновь отправили в командировку — в Вятские Поляны, откуда почему-то не поступала бумага. И этот вопрос удалось решить положительно.

В предцехкомы

В какой-то момент здоровье стало подводить, и я перешла председателем цехового комитета в десятый цех. В этой должности проработала до самого ухода с завода. Кому-то может показаться, что работа лёгкая, но … Времена были трудные, невыплаты зарплаты, бартер. Попробуйте разделить пять бутылок шампуня, один холодильник и одну мебельную стенку на 405 человек! Всем нужно, и все достойны. Без обид не обходилось, конечно. Профсоюзный комитет на тот момент возглавлял Сергей Михайлович Брагин, председатели цехкомов все были замечательные женщины, хороший коллектив сложился.

Чтобы не было скучно!

В 1993 году я вышла на пенсию. Три месяца дома просидела — ой как скучно! Куда деться, чем заняться? Младший брат, как и многие тогда, занимался торговлей. Говорит: «Не хочешь дома сидеть, езжай в Москву. Там купишь товар, тут продашь». И я решилась. Взяла три тысячи рублей заводского расчёта и отправилась в столицу. Приобрела по три пары женских и мужских зимних сапог. Так началась моя предпринимательская деятельность, продолжавшаяся вплоть до 2013 года.

 

Нина Валентиновна — человек неунывающий, полный оптимизма, несмотря на все заботы и тяготы судьбы. Признаётся, что сидеть дома перед телевизором — это не в её характере. Вот почему её лето проходит в лесах, в поисках заветных грибов да ягод. Она радушная хозяйка, хорошая жена, добрая мать и бабушка. «Наше поколение такое — про нас всех, хоть книги пиши!», - улыбается она.

Фото автора.

Владимир Злодеев
12 августа 2016, 13:17

Люди города Шадринска, ШААЗ

Комментарии

RSS

Пока нет ни одного комментария, но вы можете это исправить

Оставьте свой комментарий

Наверх